Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента
Страница 4

Полезная информация » Характеристика рефлексии студентов ВУЗа » Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента

Рис. 2. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,05[1]

Таблица 4

Результаты факторизации по методу «главных компонентов»

Переменная

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Интеллект

.56

.38

.21

.07

Воображение

-.02

.81

.04

-.07

Проницательность

.27

.64

-.05

.16

Общая осведомленность

.11

.58

.45

-.07

Исключение лишнего

-.30

-.29

-.16

.69

Поиск аналогий

.74

-.14

.20

.00

Определение общего

.22

.01

.43

-.27

Геометрическое сложение

.19

.27

.05

70

Актуализация

.45

.35

.59

-.01

Креативность

.17

.43

.53

.12

Рефлексивность

.06

-.04

.84

.03

Общая обучаемость

.81

.25

.08

-.08

Из данных, представленных в таблице 4, можно видеть, что при использовании метода «главных компонентов» выделилось че­тыре фактора. В отличие от «косоугольного» метода данные факторы равнопорядковы по значимости. В первый фактор с максимальными нагрузками вошли интеллект и обучаемость. Величины их факторных нагрузок свидетельствуют об ортогональности данных способностей по отношению друг к другу, а также к креативности и рефлексивности. Этот фактор можно условно обозначить как «дидактический». Тре­тий фактор объединил рефлексивность и креативность. Об их взаимо­независимости свидетельствует также значительная величина их фак­торных нагрузок. При этом рефлексивность имеет даже большую на­грузку, чем креативность (соответственно 0,84 и 0,53). Данный фактор условно можно обозначить как «трансцендентный», так как и креатив­ность, и рефлексивность предполагают выход за рамки текущей дея­тельности: в одном случае - для трансформации способа реализации деятельности, в другом - для ее программирования и контроля. В ка­честве базовых переменных в состав второго фактора вошли вообра­жение и проницательность, что позволяет обозначить его как фактор «антиципации». Данный результат, являясь основным для настоя­щего исследования, подтверждает вместе с тем статус рефлексии как интегрального психического образования, включающего в себя бо­лее простые составляющие и являющегося одним из базовых регуля­тивных компонентов деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 


Это интересно:

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разброса ...

Рандомизация
Рандомизацией называется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контр ...

Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее «форма» или «конфигурация», было использовано в качестве наз ...