Рефлексивность как характеристика общих способностей
Страница 6

Полезная информация » Характеристика рефлексии студентов ВУЗа » Рефлексивность как характеристика общих способностей

При обращении к еще одной общей способности - обучаемос­ти - следует отметить, что она обычно рассматривается в широком смысле как способность к усвоению новых знаний и способов дея­тельности. В более узком смысле слова обучаемость - это величи­на и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельнос­ти под влиянием тех или иных обучающих воздействий. При этом в качестве критериев обучаемости выступают: количество дозируе­мой помощи, в которой нуждается ребенок; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогич­ного задания.

Ряд исследователей дифференцируют два типа обучения, которые основаны на разных нейрофизиологических механизмах и связаны с разными способами приобретения знания: 1. Эксплицитная обучаемость - обучаемость осуществляется очень быстро; при этом ведущую роль играет сознательный контроль процессов переработки информации. 2. Имплицитная обучаемость - обучаемость осуществляется медленно, в условиях постепенного накопления информации и неосознаваемого человеком роста успешно­сти его деятельности.

В частности, 3. И. Калмыкова, рассматривая обучаемость, пред­ложила следующие критерии ее развития: легкость формирования и переноса обобщения, чувствительность к внешней помощи, интел­лектуальная гибкость [35]. Базовыми компонентами обучаемости, по мнению автора, являются «глубина, гибкость, устойчивость, реф­лексивность, самостоятельность ума».

Итак, мы специально достаточно подробно остановились на ха­рактеристике проблемы общих способностей (и каждой из них в от­дельности). Дело в том, что это необходимо с точки зрения задач того исследования, которое будет представлено ниже и посвящено рефлексивным способностям как характеристике рефлексии в учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Это интересно:

Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности
Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод ...

Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Организация исследования
Настоящее исследование проходило в 2009 году, в ноябре месяце на территории ЕМО г. Норильска Красноярского края. В данном исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений города Норильска. На начальном этапе в иссле ...

Методы консультирования и коррекции супружеской пары
Проблема психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи. Задачами психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и ...