Введение
Страница 1

Тема настоящего исследования – «Характеристика рефлексии студентов ВУЗа». Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития высшего образования предполагает каче­ственное изменение подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано с формировани­ем новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея раз­вития личности студентов. Понимая образование как становление человечес­кой личности, следует отметить, что система высшего профессионального об­разования призвана в процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков, помочь им "обрести себя", выбрать и построить собственный мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных про­блем, открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им [105].

Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает то, что умение рефлексировать вклю­чено в число общеучебных умений обязательных для овладения студентами высшей школы. Однако в настоящее время, несмотря на давнее обсуждение категории рефлексии в философской и психолого-педагоги­ческой литературе, наблюдается дефицит научно-практических знаний о мето­дах и методиках развития рефлексии у студентов высшего учебного заведения.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получен­ные результаты и т.п.). Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности студенты не смогут присвоить тех знаний, ко­торые они добыли. Рефлексия помогает студентам сформулировать получае­мые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей [82].

В научной литературе последних лет педагогика и психология рассматривают студента, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. Как же этот тезис преломляется в определении термина "рефлексия"? По мнению А.В.Хуторского рефлексия - мыследеятельность или чувственно пере­живаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности [56].

Рефлексия, которая включает различные процессы самопознания относительно деятельности, общения, собственной личности и процесса мышления, представляет собой один из видов социальной перцепции. В образовании Бодалев А.А. выделяет следующие виды рефлексии: социально-перцептивную рефлексию, направленную на переосмысление и перепроверку субъектом собственных представлений и понятий о познаваемом человеке; личностную рефлексию своего общения с другими людьми и качеств собственной личности, проявляющихся в общении с другими (собственно самопознание); коммуникатив­ную рефлексию, которая состоит в представлении субъекта о том, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие; метарефлексию, то есть представление о том, что думают о себе познаваемые люди [9].

Феофанов В.Н. [82] считает, что исследование рефлексии важно в психологии для опреде­ления научно-психологических основ управления учебно-воспитатель-ным процессом: преподаватель, получая информацию о поведении, деятельности студентов и о том, как они его понимают, оценивают его действия, относятся к его по­ступкам и его личности, корректирует, уточняет, перестраивает свою деятель­ность и поведение, совершенствуется как личность. В процессе управления учебно-воспитательным процессом он осуществляет отбор, уточнение, перепроверку своих действий. Это достигается с помощью рефлексивных дей­ствий - высшего вида умственных действий: сомнения, выдвижения гипо­тез, постановки вопросов (самому себе), уточнения, поиска причин явления, прогнозирования и др. Но есть еще другой аспект исследования рефлексии: формирование рефлексивных черт характера, которые наиболее тесно связа­ны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установка­ми, выполняющими функцию саморегулирования и контроля развития, спо­собствуя образованию стабилизации единства личности студента.

Проблема рефлексии уникальна в такой же степени, как и сама рефлексия. Действительно, благодаря свойству рефлексивности как «данности сознания самому себе» человек понимает, что наделен таким уникальным качеством, которого нет ни у одного из иных живых существ,- самой способностью сознавать, произвольно регулировать свою деятельность, что является высшей формой управления поведением. Изучение опосредованности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций включает в себя обязательное рассмотрение феномена рефлексии, с которой теснейшим образом связаны базисные категории психологической науки: формирование теоретического мышления, самосознание, развитие способностей и личности. И, наконец, что особенно важно, рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. Т.о. рефлексия является многоаспектной, междисциплинарной категорией, выступая предметом изучения философии, психологии, педагогики, социологии, научных областей связанных с управлением, кибернетикой и т.д.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...

_И_
ИГНОРИРОВАНИЯ СИНДРОМ (англ. neglect). Возникает в основном при правополушарных поражениях мозга. Проявляется в «невосприятии» стимулов, расположенных в левой половине пространства: больные не воспринимают стимулы в левом зрительном поле, ...

Рассеянность
Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами – сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью. Большинство людей, п ...