Заключение
Страница 1

Просмотрев все имеющиеся труды и разработки по данной тематике, я могу сказать, что она очень плохо разработана в нашей стране, а зарубежные труды не доступны, или их перевод очень не качественный. Сама тема исследована не глубоко, не смотря на то, что ей занимались многие ведущие исследователи. Есть базовые разработки десятилетней давности, а концептуально новых идей по межличностному восприятию просто нет.

Выводы по работе.

В данной работе мною была достигнута поставленная цель – дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления. А также решены основные задачи:

- изучен процесс межличностного восприятия;

- систематизированы основные, наиболее распространенные разработки ученых в области межличностного восприятия;

- описаны основные механизмы межличностного восприятия: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, даны краткие характеристики, каждого из них;

- проанализированы основные эффекты восприятия и влияние установок в формировании первого впечатления.

Мои практические рекомендации касаемо изучения механизмов межличностного восприятия – этой темой необходимо заниматься целостно, используя знания других дисциплин, органично включая их в разработку научных теорий, которые не просто голословно будут указывать, на эффекты, которые влияют на первое впечатление, но и изучение самого процесса восприятия человека, другим человеком, от момента, когда человек еще не знает что встретит другого, до заключительного этапа когда люди прощаются. Разработки далеки от практики. Для меня, как будущего специалиста важно знать не просто как мой клиент может воспринять меня, или я его, а практические рекомендации, с какой проблемой может быть связано неадекватное восприятие человека, к чему это приведет в дальнейшем, как предупредить возникновение непонимания между людьми и его коррекции. Смысл вышеизложенного в том, что все разработки не направлены на определенную деятельность, на определенного специалиста, они существуют сами по себе, а в век переизбытка информации, когда необходимо изучить большое количество информации для того чтобы выработать свою методику работы этот недодел сильно сказывается.

Итак, я рассмотрела одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.

Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов. Ученые не первый десяток лет пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания, взаимодействия, возникновения первого впечатления. Однако, несмотря на достаточное количество систематизированных данных, практических экспериментов, человек остается человеком, со своей схемой поведения. Она может меняться в зависимости от ситуации, от отношения человека к этой ситуации, от самого человека, в конце - концов. Главной же задачей социального работника является не коррекция, консультирование или утверждение диагноза, а методичное накопление практических знаний, систематизация их, и корректное использование в повседневной работе.

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1998.— 376 с., С 102

[2] Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с. С 234

[3] Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 30

[4] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 5

[5] Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А Социальная психология: Хрестоматия:— М: Аспект Пресс2003. С 136

[6] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982 С .

[7] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.с.180

[8] Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 2.с 196

[9] Кон И. Открытие «Я». М, 1978 С. 110

[10] Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972 с 72

Страницы: 1 2


Это интересно:

_Е_
Е-ВОЛНА (от англ. expectation — ожидание) — отрицат. изменение электрического потенциала, регистрируемое в передних отделах коры мозга в период между действием предварительного (предупреждающего) и пускового (т. е. требующего к.-л. реакци ...

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом з ...

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...