Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие – как перцептивная сторона общения
Страница 3

Полезная информация » Перцептивная сторона общения. Феномен первого впечатления о человеке » Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие – как перцептивная сторона общения

Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов.[5] В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия:

а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный человек, группа);

б) реконструкция внутреннего облика, то есть социально-психологических особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном “Я” (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты-концепция”), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (“Мы-концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности).

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Выводы
Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, ...

Основные принципы психокоррекционой модели
В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов: -индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особе ...

_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый). 1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный период. 2 ...