Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие – как перцептивная сторона общения
Страница 3

Полезная информация » Перцептивная сторона общения. Феномен первого впечатления о человеке » Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие – как перцептивная сторона общения

Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов.[5] В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия:

а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный человек, группа);

б) реконструкция внутреннего облика, то есть социально-психологических особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном “Я” (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты-концепция”), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (“Мы-концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности).

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Эмпирическое исследование взаимосвязи внутреннего имиджа организации и имиджа руководителя. Выявление типа корпоративной культуры, доминирующего в различных организациях
Исследование типа корпоративной культуры мы осуществляли с помощью методики «Оценка организационной культуры» К. Камерона, Р. Куинн. Исследование было проведено на 5 маленьких организациях, состоящих из 10–14 подчиненных. Обработав резул ...

Типы отношения к болезни
¨ Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. ¨ Эргопатический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность. ¨ Анизогнозический – активно ...

Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: зн ...