Адлер отошел от своего учителя Фрейда, сделав центральным объяснительным принципом своего снискавшего популярность учения о личности вместо сексуального влечения “волю к власти”. Согласно адлеровской “индивидуальной психологии”, стремлением к совершенству, превосходству и социальной власти субъект пытается компенсировать обусловленный своей конституцией дефицит власти, воспринимаемый как недостаточность своих способностей (отсутствие маскулинности у женщин, различного рода телесные несовершенства, зависимость ребенка от взрослых) и переживаемый как комплекс неполноценности. [68]
"Прежде всего у применяющего власть субъекта должна возникнуть мотивация воздействовать на другого человека. Основания, причины и поводы появления такой мотивации могут быть различными и, кроме того, по-разному пониматься исследователями. В частности, мотив власти как тенденция к овладению источниками власти, может быть проявлением универсального стремления обладать средствами удовлетворения различных потребностей и желаний" [47]- примерно такой точки зрения придерживается Д. Картрайт, объясняя механизм мотива власти.
Безусловно, мотив власти играет не последнюю роль в процессе формирования мотивации оппозиционарной ориентации в политике.
Исключительно интересной кажется работа В. Райха. Она как теория является не вполне состоятельной в аспекте социальной психологии, но некоторые идеи касаемо оппозиционной ориентации больших масс людей этим автором высказываются. Свою теорию он выдвинул на примере фашизма в ту пору, когда он выступал основным противником коммунизма и капитализма как господствующих идеологий. "В чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррациональных характерологических реакций обычного человека. (…) Масштаб и широта распространения "расовых предрассудков" свидетельствует о том, что их источником является иррациональная область человеческого характера. Расовая теория не проистекает из фашизма. Напротив, фашизм возникает на основе расовой ненависти и служит ее политически организованным выражением. Отсюда следует, что существует немецкий, итальянский, испанский, англосаксонский, еврейский и арабский фашизм. Расовая идеология - это чисто биопатическое выражение характерологической
структуры оргастически импотентной личности. (…) Фашизм служит
высшим выражением религиозного мистицизма, который принимает определенную общественную форму. Фашизм поддерживает религиозность, которая возникает в результате сексуального извращения, и трансформирует мазохистский характер древней религии. Короче говоря, он переводит религию из "потусторонней" области философии страдания в "посюстороннюю" область садистского убийства.
Фашистская ментальность - это ментальность "маленького человека",
порабощенного, стремящегося к власти и в то же время протестующего. Не случайно, что все фашистские диктаторы происходят из реакционной среды "маленьких людей". Магнат-промышленник и милитарист-феодал используют этот социальный факт для своих целей после его выявления в контексте общего подавления жизненных импульсов. В форме фашизма механистическая, авторитарная цивилизация извлекает из подавленного "маленького человека" то, что в течение многих веков она насаждала в порабощенном человечестве с помощью мистицизма, милитаризма и автоматизма. Этот "маленький человек" досконально изучил поведение "большого человека" и поэтому воспроизводит его в искаженном и гротескном виде. Фашизм - это сержант колоссальной армии нашей глубоко больной, промышленно развитой цивилизации Высокая политика превратилась перед "маленьким человеком" в балаганное представление". – вот как определяет оппозиционарность (сужая её до фашизма) В. Райх.
Это интересно:
Возрастные особенности
развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?
Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обе ...
Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной
работе с дошкольниками
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у:
сангвиника - распыленности, разброса ...
Профессиональное обучение
Традиционно профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь».
Изменение государственного устройства ...