Общая характеристика методов обучения
Страница 2

по источнику учебной информации

(наглядные, словесные, игровые, практические)

по способам взаимодействия

обучающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский).

Нами рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов

на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь ею, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения: в процессе первичного ознакомления с учебным материалом, при закреплении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений и навыков.

В предлагаемой классификации методы делятся прежде всего на

две группы:

- методы, направленные на первичное овладение знаниями;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний, и овладению умениями и навыками.

В зависимости от степени активности учащихся в процессе обучения методы 1 группы делятся на информационно-развивающие и проблемно-поисковые, 2-й --на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.

В традиционно сложившейся практике преподавания большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем студенты. Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ - воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к

самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.

Парадигма, как общепринятая и освещенная традицией, научная теория, содержащая систему категорий, фактов и методов постановки и решения проблем, наряду с облегчением общего подхода к решению научных проблем, несколько мешает восприятию новых идей, т. к. накладывает рамки, ограничения на научный поиск в неизведанных, нетрадиционных направлениях, т.е. препятствует проявлению чувства нового.

Педагогические парадигмы сдерживают разработку проблем педагогического творчества как в науке, так и в воспитании творческих способностей личности в учебной деятельности.

В наше время наблюдается тенденция к замене парадигмы «человека знающего» (т. е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Глобальное образование как современная педагогическая парадигма, нацелено на восприятие человека как уникальной целостной личности, развивающейся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Творчество — ценнейший элемент, составная часть содержания образования, имеет прямое отношение к средствам образования, воспитания и, главное, развития.

В смене педагогических парадигм есть определенная закономерность: каждая последующая, отрицая по определенным категориям предыдущую, использует постулаты и/или опыт более старых, но не парадигм, а педагогических изысканий отдельных выдающихся личностей или творчески работавших коллективов единомышленников. Современные учителя, тонко чувствуя переходный процесс в педагогике и как в науке, и как в практике (снизу — изменяющиеся социально-политические и демографические условия, сверху — экономический прессинг и политика переподготовки кадров под изменение содержания образования), находятся в состоянии неустойчивого выбора.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его развитие в профессиональной деятельности педагогов
При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром, состоящий из комплекса таких симптомов как редукция професс ...

Устойчивость внимания
Заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или м ...

Инженерная психология
К концу 1930-х гг. в связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил, все более острым становился вопрос успешности управления человеком сложной техникой, быстрого и качественного обучения данным навыкам, иначе — вопр ...