Далее, сенсорно-перцептивное отражение – ощущение, восприятие, - отнюдь не моментальная фотография. Оно закономерно развертывается по определенным стадиям. Положение о психическом отражении как процессе было высказано еще И. М. Сеченовым. Позднее Н. Н. Ланге на основании экспериментальных исследований показал, что восприятие развивается как процесс, и выявил его основные стадии. По существу, здесь речь идет о микрогенезисе восприятия.
Было выделено пять основных стадий (или фаз) восприятия: 1) различение положения предмета в пространстве (в поле зрения) и грубая оценка его общих пропорций; 2) мерцание формы (например, субъекту кажется, что предмет имеет форму то круга, то многоугольника); 3) различение резких перепадов кривизны контура; 4) глобально-адекватное воприятие, в котором форма представлена без различий ее деталей; 5) адекватное отражение формы в полноте ее деталей.
Динамика перцептивного процесса развивается в направлении от глобального отражения предмета к все более дифференциальному и структурированному. Предметная деятельность и общение в реальной жизни выступают как мощные детерминанты психических процессов. Они должны, конечно, влиять и на сенсорно-перцептивное отражение.
Опираясь на исследования, проведенные в этом направлении, Б.Г. Ананьев предложил понятие сенсорной организации человека, имея в виду всю систему сенсорно-перцептивных процессов. В этой системе есть относительно жесткие звенья, которые как бы составляют ее скелет, костяк, и звенья гибкие, изменяющиеся в зависимости от конкретных условий [Цит. по ст. 17, с. 88].
Второй уровень психического отражения – это уровень представлений к которому относится широкий круг явлений: образная память, воображение, последовательные, эйдетические, гипногогические образы и т.д.
Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и событий на органы чувств.
В эмпирической психологии, основным методом которой была интроспекция, утверждалось, что представление – это ослабленная тень ощущения и восприятия, что основными характеристиками представления являются бледность, неустойчивость, непостоянство и фрагментарность. Но если это так, то, значит, при переходе от сенсорно-перцептивного отражения к представлению происходит только потеря информации. Однако исследования показывают, что наряду с негативными характеристиками представление обладает также и позитивными.
Прежде всего представление выступает как обобщенный (часто собирательный) образ. В нем соединяются образность (наглядность) и обобщенность. В процессе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция признаков, их интеграция и трансформация: случайные признаки, проявляющиеся лишь в единичных ситуациях, отсеиваются, а фиксируются только н6аиболее характерные и потому наиболее информативные. При переходе от ощущения и восприятия к представлению происходит как бы сжатие информации. На уровне представлений возникает возможность взаимообособления объекта и фона, а в этой связи – возможность оперировать объектом независимо от фона.
При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа: одни признаки как бы подчеркиваются, а другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация образа. На уровне представлений формируются образы-эталоны, когнитивные карты и т.п.
Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту возможность выходить за пределы наличной (актуальной) ситуации.
При формировании представлений наблюдаются изменения взаимоотношений пространственных и временных параметров объектов: сукцессивный (последовательный) перцептивный процесс превращается в симультанное (одновременное) отражение – то, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в целостный одновременный образ.
Особенности и динамика представления, также как и ощущения и восприятия, зависят от деятельности, которую выполняет субъект. Характер деятельности определяет также яркость и четкость представления. Степень детализации представления определяется деятельностью его носителя.
Не меньшую роль в развитии представления играет также общение. В условиях совместной работы даже индивидуальное воспроизведение оказывается значительно более полным и более точным.
Это интересно:
Негативизмы
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [8].
"Негативизмом мы будем называть такие проявления ...
Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) легко включается в работу;
Б) активно действует;
В) действует спокойно, без лишних слов;
Г) действует робко, неуверенно.
Как реагирует ребёнок на замечание вз ...
Классификация типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные
последствия заболевания
Также существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению З.Д.Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциона ...