Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека

Полезная информация » Мотивация поведения и формирование личности подростка » Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека

Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность человека является социальной категорией. Человек, в отличие от животных, характеризуется сознательным выделением себя из природы, познанием ее законов, осознанием взаимодействия с ней. Человек - это личность, ставящая перед собой цели, сознающая мотивы, побуждающие к активности.

Интерес к внутреннему миру человека возник давно. Первобытные люди считали, что в растениях, животных, явлениях природы и людях живут духи, управляющие ими. Каждая эпоха вносила свои поправки в учение о внутреннем мире человека.

Одним из первых объяснить самые сложные движения человека физиологической механикой пытался Рене Декарт. Он предусмотрел возможность изменения поведения человека в одинаковых ситуациях, основанную, по его мнению, не на усилии духа, а на основе строго причинных законов человеческой механики. Таким образом, человек, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система, действующая по своим законам, знание которых позволяет людям властвовать над собой.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Декартова схема стала великим открытием в психологии, так как объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Также Декарт доказывал, что не только мышечные реакции, но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. В сочинении «Страсти души» человек предстал в виде «машины тела», к функциям которой относятся восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления, их внешние проявления и так далее.

Декарт ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для психологии и физиологии. Действие рефлекса основывалось на строении нервной системы. Нервная система, по мнению Декарта, состояла из множества переплетающихся трубок, по которым проносятся некие частицы («животные духи»). Внешний импульс приводит эти частицы в движение и заносит в мозг, откуда они отражаются к мышцам. Термин «рефлекс» и означал отражение.

Декарт не отрицал существование души, но возводил ее в степень субстанции, т.е. сущности, не зависящей ни от чего другого.

Итак, принцип работы тела - рефлекс, т.е. отражение мозгом внешних толчков. Принцип работы души - рефлексия, т.е. отражение сознанием собственных мыслей, идей. Декарт, подобно своим предшественникам, противопоставлял душу и тело. Но он создал новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели новое содержание.


Это интересно:

Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Эмоции (общий обзор)
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потр ...

Разнообразие и особенности детских взаимоотношений в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...

Анализ результатов исследования
По результатам теста «Ваш стиль общения» были получены следующие данные. В диаграмме на рисунке 1 показано, что среди молодых сотрудников ОВД более половины (59,94%) чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собст ...