Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека

Полезная информация » Мотивация поведения и формирование личности подростка » Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека

Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность человека является социальной категорией. Человек, в отличие от животных, характеризуется сознательным выделением себя из природы, познанием ее законов, осознанием взаимодействия с ней. Человек - это личность, ставящая перед собой цели, сознающая мотивы, побуждающие к активности.

Интерес к внутреннему миру человека возник давно. Первобытные люди считали, что в растениях, животных, явлениях природы и людях живут духи, управляющие ими. Каждая эпоха вносила свои поправки в учение о внутреннем мире человека.

Одним из первых объяснить самые сложные движения человека физиологической механикой пытался Рене Декарт. Он предусмотрел возможность изменения поведения человека в одинаковых ситуациях, основанную, по его мнению, не на усилии духа, а на основе строго причинных законов человеческой механики. Таким образом, человек, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система, действующая по своим законам, знание которых позволяет людям властвовать над собой.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Декартова схема стала великим открытием в психологии, так как объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Также Декарт доказывал, что не только мышечные реакции, но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. В сочинении «Страсти души» человек предстал в виде «машины тела», к функциям которой относятся восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления, их внешние проявления и так далее.

Декарт ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для психологии и физиологии. Действие рефлекса основывалось на строении нервной системы. Нервная система, по мнению Декарта, состояла из множества переплетающихся трубок, по которым проносятся некие частицы («животные духи»). Внешний импульс приводит эти частицы в движение и заносит в мозг, откуда они отражаются к мышцам. Термин «рефлекс» и означал отражение.

Декарт не отрицал существование души, но возводил ее в степень субстанции, т.е. сущности, не зависящей ни от чего другого.

Итак, принцип работы тела - рефлекс, т.е. отражение мозгом внешних толчков. Принцип работы души - рефлексия, т.е. отражение сознанием собственных мыслей, идей. Декарт, подобно своим предшественникам, противопоставлял душу и тело. Но он создал новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели новое содержание.


Это интересно:

Теоретическое исследование коммуникативных и организаторских способностей. Определение способностей
Самыгин писал, что когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда[4]. П ...

Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами[5]. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой вз ...

Виды детской одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в ...