Введение

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.

В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

В среднем дошкольном возрасте психологические новообразования личности ребенка находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.

Цель курсовой работы – исследовать взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении. В соответствии с заданной целью сформулированы следующие задачи исследования:

- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста;

- Дать понятие взаимоотношения детей и выявить значение детских взаимоотношений для развития личности ребенка;

- Исследовать особенности детских взаимоотношений;

Для достижения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

1. Метод сбора теоретических исследований и их анализа.

2. Метод наблюдения.

3. Метод психологического эксперимента в области: а) изучения избирательных отношений между детьми, б) изучения сплоченности группы.

4. Психодиагностические методы: беседа, проективный метод (Рисунок «Я и мои друзья»).

Теоретическая новизна исследования состоит в анализе работ отечественных и зарубежных психологов, а также выявлении их основных идей по проблеме взаимоотношений детей дошкольного возраста. Практическое значение исследование состоит в том, что разработанные нами методики были направлены на изучение:

1) совокупности объективных взаимосвязей детей, т.е. связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении;

2) совокупности избирательных отношений – симпатий и антипатии детей.

Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Исследование проводилось в течение 2005-2006 гг. на базе я/с №63 «Хрустальный» г. Караганды. За этот период диагностической работы было охвачено 20 детей среднего дошкольного возраста.


Это интересно:

Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года. Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии. На контрольном этапе эксперимента были пр ...

Проблема развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Изучение памяти у детей старшего дошкольного возраста как проблема
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук ...

Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека
Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в де ...