Введение

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.

В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

В среднем дошкольном возрасте психологические новообразования личности ребенка находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.

Цель курсовой работы – исследовать взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении. В соответствии с заданной целью сформулированы следующие задачи исследования:

- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста;

- Дать понятие взаимоотношения детей и выявить значение детских взаимоотношений для развития личности ребенка;

- Исследовать особенности детских взаимоотношений;

Для достижения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

1. Метод сбора теоретических исследований и их анализа.

2. Метод наблюдения.

3. Метод психологического эксперимента в области: а) изучения избирательных отношений между детьми, б) изучения сплоченности группы.

4. Психодиагностические методы: беседа, проективный метод (Рисунок «Я и мои друзья»).

Теоретическая новизна исследования состоит в анализе работ отечественных и зарубежных психологов, а также выявлении их основных идей по проблеме взаимоотношений детей дошкольного возраста. Практическое значение исследование состоит в том, что разработанные нами методики были направлены на изучение:

1) совокупности объективных взаимосвязей детей, т.е. связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении;

2) совокупности избирательных отношений – симпатий и антипатии детей.

Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Исследование проводилось в течение 2005-2006 гг. на базе я/с №63 «Хрустальный» г. Караганды. За этот период диагностической работы было охвачено 20 детей среднего дошкольного возраста.


Это интересно:

Особенности темперамента ребенка. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...

Организационная психология
Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля. С 1930-х гг., с начала ст ...

Влияние молодежных групп на подростков
Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были ...