Заключение
Страница 1

В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения очерченной проблемы.

Наше исследование было направлено на изучение взаимосвязи между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

При этом исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлен анализ основных теоретических подходов к исследуемой проблеме. Рассматриваемой проблеме посвящено большое количество исследований, однако, несмотря на значительное количество работ, исследования в этой сфере остаются достаточно актуальными.

Задачами второго и третьего этапов исследования являлось диагностика детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений. Полученные в результате реализованного диагностического обследования данные позволили охарактеризовать выборку испытуемых исходя из рассматриваемых диагностических параметров.

На последнем этапе исследования решалась задача исследования взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Гипотеза, подлежавшая проверке в нашем исследовании, нашла свое подтверждение, что позволило констатировать существование достоверной взаимосвязи между исследуемыми признаками.

Практический аспект результатов нашего исследования представляется в применении полученных результатов практическими психологами учреждений, консультирующих по вопросам брака и семьи.

Итак, есть множество вопросов, на которые мы не знаем ответов, а значит, перед нами открыты новые горизонты исследований в области семейной психодиагностики.

Психологи считают семейную психологию и исследования в этой области наиболее сложными, но, надо заметить, что это и наиболее интересная область психологии, наиболее жизненная область.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬ — РЕБЕНОК»

(автор Марковская И. М.)

Назначение методики.

Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, — но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей.

Описание методики.

Опросник «Взаимодействие родитель— ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

Вариант для подростков и их родителей.

Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой. В нашей работе использован вариант для подростков.

Текст опросника включает 10 шкал— критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «Автономия - контроль» и «Отвержение - принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.

При заполнении опросника детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

1 балл — «совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;

5 баллов — «совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».

Шкалы опросника «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР)

В опроснике «Взаимодействие «родитель — ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1

шкала — «Нетребовательность — требовательность родителя».

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2

шкала — «Мягкость — строгость родителя».

По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3

шкала — «Автономность — контроль по отношению к ребенку».

Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Классификация активных методов обучения
Большой клад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С.Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В ...

Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi. Организация, процедура и методика исследования
В эмпирической части проводилось изучение индивидуально-психологических черт и типов личности в соответствии с теорией личности Г.Ю. Айзенка. В диагностическом исследовании приняли участие 25 человек - рекламные агенты, сотрудники крупног ...

Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции
Эмоциональные психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность – пассивнос ...