Рекомендации по преодолению страха и формированию у военнослужащих бесстрашия
Страница 1

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Рекомендации по преодолению страха и формированию у военнослужащих бесстрашия

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений - от опасения, боязни, испуга доужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Можно выделить два основных путиразвития самообладания у военнослужащих [44; 63 - 67]:

1) воспитание;

2) овладение военнослужащими специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие военнослужащих. Главными составляющими в этом направлении могут быть:

•формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки в опасных ситуациях;

•развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;

•постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;

•моделирование опасных ситуаций(например, на психологической полосе препятствий);

•поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;

•приобретение сотрудниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу "будь что будет".В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом военнослужащий эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений.

Риск и личная безопасность. Риск - это действия военнослужащего, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств военнослужащего. Наблюдения и исследования показывают, что при принятии решения о риске военнослужащие учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для военнослужащих вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями.

В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности(неоправданности) принятия решения военнослужащего о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку военнослужащим соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или выигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность военнослужащего к риску. Она представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, к самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.

Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с этим обстоятельством выделяются два основных феномена: эффект Карпентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Военнослужащий, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру в возможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается "беспокойство тревоги", требующее оказания психотерапевтической помощи.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга. До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивны ...

Причины и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений на разных возрастных этапах
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах С.Ю. Ключникова, А.П. Ощепковой, М.З. Этштейна, В.П. Шейнова, А.И. Кочетова, В.А. Сысенко. Причин семейных конфликтов очень много: разн ...

Анализ результатов исследования
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём ...