Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата
Страница 5

Полезная информация » Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата » Механизмы развития эмоциональной сферы при поражении опорно-двигательного аппарата

А. Адлер и его школа считают основой своей психологической системы учение о неполноценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное развитие. Как психоаналитик, А. Адлер считал, что основной движущей силой психического развития человека является потребность в реализации врожденного «социального чувства», или «чувства общности», состоящего в стремлении человека найти и занять достойное место в своем социальном целом [2, С.10].

Большое место в своих работах Л.С. Выготский уделяет вопросу о возможности компенсации дефекта. Он пишет: «Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с другими людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения» [16, С.22]. А.Р. Лурия существенным образом способствовал формированию современного понимания органов чувств как единой системы. Факт, что нарушенный анализатор является составной частью единой функциональной системы означает, что в него включается и деятельность остальных членов системы и устанавливается определенное взаимоотношение как между отдельными частями, так и между частями и системой как единым целым. Таким образом, закон компенсации можно применять как к нормальному, так и к затрудненному дефектом развитию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дефект - это недостаток, нарушение или повреждение, имеющее характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа. Дефекты могут быть органического и функционального свойства. С точки зрения А.Адлера и Л.С. Выготского, дефект имеет двойственную природу – с одной стороны, это - минус, ограничение, слабость, но с другой стороны, он стимулирует развитие вперед, что позволяет говорить о его компенсаторных функциях.

К болезням опорно-двигательного аппарата относят:

- заболевания нервной системы: детский церебральный паралич: полиомиелит;

- врожденные патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство);

- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли кости, остеомиелит); системные заболевания скелета (ходродистрофия, рахит), различные артрозы и артриты.

Таким образом,

рассматривая человеческий организм как комплексное образование, можно говорить о том, что нарушение опорно-двигательного аппарата влечет за собой изменения в эмоциональной сфере личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Это интересно:

Профессиональная деятельность и образ будущей профессии
Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компонент ...

Психокоррекционная работа в школе
Одно из значений термина "коррекция" в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельно ...

Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...