Понятие социально-психологического тренинга
Страница 3

Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.

1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений и навыков в сфере общения (умение вести дискуссию, умение разрешать конфликты, навыки самопрезентации и пр.)

2. Тренинги, нацеленные на углубление опыта анализа ситуации общения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, что последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая.

3. Тренинги, направленные на изменение личностных диспозиций, аттитъюдов. Затрагивается область мотивов поведения участников.

Изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областями структуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область умений и область навыков.

Тренинги первого класса направлены на изменение и формирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения, тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку. Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класс тренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в область мотивов.

Современную ситуацию в практике тренингов можно охарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленности воздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основными методами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всех видах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а также с учетом других параметров, таких как состав группы, количество и продолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России еще недостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни и те же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтому использовать критерий метода для определения видов СПТ представляется нецелесообразным.

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Общие принципы создания имиджа организации
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары или услуги фирмы отличаются от товаров или услуг конкурентов. Искусственное создание имиджа лучш ...

Характеристика младшего школьного возраста
Возраст от 6–11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус – ребенок становиться школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений. У него ...

Эмпирическое изучение психологических аспектов оппозиционного поведения. Описание группы респондентов.
Для проверки выдвинутых нами гипотез и грамотного построения экспериментального исследования мы подобрали 2 группы респондентов. В одной из них присутствовала изучаемая нами переменная, то ест оппозиционное поведение, а в другой отсутство ...