Понятие социально-психологического тренинга
Страница 1

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины, например, лабораторный тренинг, активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и пр. Термин «социально-психологический тренинг» употребляется чаще и, по-видимому, является более устоявшимся по сравнению с другими.

Понятие «социально-психологический тренинг» входит в более широкое понятие «тренинг», которое употребляется во многих областях деятельности человека для обозначения действий, направленных на изменение каких-либо характеристик тренируемого. Например, в спорте, рабочих профессиях или армии существуют виды деятельности которые представители этих сфер определяют как тренинг. Необходимо определиться, какое понимание тренинга включает в себя область социально-психологического тренинга. Можно выделить четыре смысла использования термина «тренинг»:

1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами (отрицательным или положительным подкреплением) вырабатывается нужное поведение тренируемых.

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование новых свойств и отработка умений и навыков.

3. Тренинг как метод активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем.

В любом случае тренинг понимается как метод воздействия с целью изменений определенных характеристик участников.

В прикладной психологии в ходе тренинга могут применяться все указанные методы: и воздействие подкреплением, и тренировка как многократное повторение, и передача знаний и умений с активным включением тренируемого в учебный процесс, и методы самоанализа. Таким образом степень агрессивности воздействия не является достаточным фактором отличия тренинга, применяемого в прикладной психологии от других употреблений этого термина. Тренинг в психологическом понимании этого термина может использоваться для работы с любыми категориями здоровых людей, в том числе и для работы со спортсменами, трудовыми коллективами или в военных структурах. То есть по критерию объекта воздействия мы можем лишь развести тренинги, применяемые как метод работы с психически нездоровыми людьми (например в области психотерапии) и тренинги, применяемые для работы с психически здоровыми людьми. Но этого не достаточно, так как в работе с здоровыми людьми понятие «тренинг» используется для обозначения самых разных типов воздействия. Уместным представляется использования критерия предмета изменений, которые подразумеваются в ходе тренингового воздействия. В практической психологии под тренингом понимают метод или совокупность методов, которые обеспечивают формирование новых качеств или навыков с целью решения психологических проблем тренируемого и повышения эффективности его социальных контактов. Тренинги направлены на самопознание и саморегуляцию, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Примером может служит групповой тренинг, называемый «Телесно-ориентированная терапия» В. Райха, в котором применяются упражнения, активно влияющие на физиологию человека, но при этом предметом воздействия остаются социально-психологические барьеры участников, а тело служит лишь средством проведения изменений.

В рамках понятия «тренинг» выделяют множество видов тренингов. В диссертационной работе мы рассматриваем такой вид тренинга как «социально-психологический тренинг». Приведем несколько примеров опубликованных определений социально-психологического тренинга. В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: «Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе» [56, 212]. К. Рудестам [104] говорит о социально-психологическом тренинге как о совокупности методов опытного обучения, Л. Петровская предлагает обозначить термином социально-психологический тренинг практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. [89] С. Макшанов определяет СПТ как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации [73].

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Консультативная психологическая помощь семье. Виды консультативной помощи
Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функциониров ...

Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие эмоций, представление об эмоциях
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и си ...

Экспериментальное изучение выбора стиля поведения в конфликтных ситуациях среди медицинских работников. Задачи и методики исследования
В данной работе нами поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны медицинские работники в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально- ...