Введение

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации личности. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время, прежде всего серьезные изменения претерпели цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально-устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах и быть счастливой — такова подлинная цель и критерий успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам.

Успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает прежде всего высокую степень психологической и профессиональной готовности студента. Однако практика сегодняшнего дня показывает, что связь между вузом и сферой деятельности выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие должного внимания к направленности личности студентов.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует определенная связь между успешностью профессионала в любом виде профессиональной деятельности, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития.

Исследование в данной работе является актуальным вследствие того, что в машиностроительном комплексе наблюдается кадровый дефицит квалифицированных специалистов. Большинство студентов, получивших техническое образование, не устраиваются на предприятия машиностроительного комплекса. Массовая подготовка специалистов технического профиля без соответствующей сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент поступающих на технические факультеты не соответствует проценту работающих по специальности. Данная проблема является актуальной в последнее десятилетие, о чем утверждает большое количество статей, посвященных кадровому дефициту в машиностроительном комплексе.

Зачастую образ будущей профессии специалиста-выпускника не отражает то, что он видит в реальной ситуации. Внешние условия не соответствуют тем представлениям, которые складываются на протяжении обучения специалиста.

При обучении будущего специалиста в вузе процессы профессионального и личностного развития должны совпадать, что позволит личности по окончании вуза быть уверенной в своем профессиональном самоопределении. Профессиональная направленность выступает движущей силой профессионального самоопределения и существенно влияет на профессиональное становление. На наш взгляд, формирование образа будущей профессиональной деятельности, включающего представление о субъекте и объекте профессиональной деятельности обеспечит взаимообусловленность личностного и профессионального становления.

Объект исследования: направленность к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: направленность как свойство личности.

Цель исследования: раскрыть значение и роль направленности личности в профессиональном становлении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование образа будущей профессиональной деятельности студента обеспечивается профессиональной направленностью личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить психологическую сущность, структуру образа будущей профессиональной деятельности.

2. Раскрыть сущность фактора профессиональной направленности в становлении образа будущей профессиональной деятельности личности.

3. Определить условия формирования профессиональной деятельности.

4. Выявить основные методы стимулирования роста производительности труда


Это интересно:

Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации
При исследовании межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста, с использованием экспериментальной игры «Секрет» и проективной методики «Рисунок: Я и мои друзья» мы пришли к следующим выводам: - Соответственно «Программе ...

Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 152 г. Новосибирска с 2008 по 2009 год. В эксперименте приняли участие 100 семей, в паре родитель-ребенок (дети 7-13 лет). На первом этапе проводился отбор адекватных методов исс ...

Психология развития личности родителей, ребенка и взаимоотношений родителей и детей. Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различн
Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них. Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского ...