Введение

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации личности. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время, прежде всего серьезные изменения претерпели цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально-устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах и быть счастливой — такова подлинная цель и критерий успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам.

Успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает прежде всего высокую степень психологической и профессиональной готовности студента. Однако практика сегодняшнего дня показывает, что связь между вузом и сферой деятельности выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Одной из причин такой ситуации является отсутствие должного внимания к направленности личности студентов.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что существует определенная связь между успешностью профессионала в любом виде профессиональной деятельности, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионального самосознания. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития.

Исследование в данной работе является актуальным вследствие того, что в машиностроительном комплексе наблюдается кадровый дефицит квалифицированных специалистов. Большинство студентов, получивших техническое образование, не устраиваются на предприятия машиностроительного комплекса. Массовая подготовка специалистов технического профиля без соответствующей сформированной профессиональной направленности приводит к тому, что процент поступающих на технические факультеты не соответствует проценту работающих по специальности. Данная проблема является актуальной в последнее десятилетие, о чем утверждает большое количество статей, посвященных кадровому дефициту в машиностроительном комплексе.

Зачастую образ будущей профессии специалиста-выпускника не отражает то, что он видит в реальной ситуации. Внешние условия не соответствуют тем представлениям, которые складываются на протяжении обучения специалиста.

При обучении будущего специалиста в вузе процессы профессионального и личностного развития должны совпадать, что позволит личности по окончании вуза быть уверенной в своем профессиональном самоопределении. Профессиональная направленность выступает движущей силой профессионального самоопределения и существенно влияет на профессиональное становление. На наш взгляд, формирование образа будущей профессиональной деятельности, включающего представление о субъекте и объекте профессиональной деятельности обеспечит взаимообусловленность личностного и профессионального становления.

Объект исследования: направленность к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: направленность как свойство личности.

Цель исследования: раскрыть значение и роль направленности личности в профессиональном становлении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование образа будущей профессиональной деятельности студента обеспечивается профессиональной направленностью личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить психологическую сущность, структуру образа будущей профессиональной деятельности.

2. Раскрыть сущность фактора профессиональной направленности в становлении образа будущей профессиональной деятельности личности.

3. Определить условия формирования профессиональной деятельности.

4. Выявить основные методы стимулирования роста производительности труда


Это интересно:

_М_
МАЗОХИЗМ (англ. masochism) — вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, па ...

Связь психологии сдругими науками
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов со ...

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом з ...