_Э_
Страница 19

ЭФФЕКТ ПОДСКАЗКИ — см. Помехоустойчивость оператора.

ЭФФЕКТ ПУРКИНЬЕ — см. Пуркинье эффект.

ЭФФЕКТ СТАЙЛСА—КРОУФОРДА — см. Стайлса—Кроуфорда эффект.

ЭФФЕКТ СТРУПА (англ. Stroop test) — затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова, сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания, используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)

ЭФФЕКТ СУФФИКСА (англ. suffix effect) — мнемический эффект, состоящий в снижении или устранении эффекта недавности (т. е. лучшего воспроизведения последних членов ряда по сравнению со средними) вследствие добавления в конце ряда стимула (называемого суффиксом), который не требуется запоминать и воспроизводить. Э. с. первоначально был открыт для вербального, предъявляемого на слух материала; позднее он был получен для музыкальных звуков и при свободном воспроизведении — для зрительно предъявляемого материала (картинки, написанные слова). Иногда переводится как «эффект дополнения». См. также Позиционная кривая. (Б. М.)

ЭФФЕКТ ЭБНЕЯ — см. Эбнея эффект.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens — выносящий) — нервные волокна, передающие сигналы из центральных отделов в нижележащие и периферические отделы н. с., а также сами эти сигналы. Син. центробежный, центрифугальный (от лат. centrum — центр + fuga — бегство). Ср. Кортикофугальный.

ЭХОЛАЛИЯ (от греч. echo — отражение звука + laleo — говорю) — автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т. ч. при имбецильности и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). Э. встречается иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их речи. (В. В. Лебединский.)

ЭХОПРАКСИЯ (от греч. echo — отражение звука + praxis — действие) — подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей. Э. может проявляться в различных формах: чаще больной человек повторяет только сравнительно элементарные движения, которые совершаются перед его глазами (напр., поднятие руки, хлопанье в ладоши). Одна из форм Э. — эхолалия.

Наиболее выраженная форма Э. наблюдается при шизофрении, но некоторые формы встречаются у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в частности, при имбецильности и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). (Е. Д. Хомская.)

Страницы: 14 15 16 17 18 19 


Это интересно:

Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов: Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...

Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и д ...

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...