_К_
Страница 27

КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ТОЧКИ СЕТЧАТКИ — см. Бинокулярное зрение, Гороптер.

КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ (англ. Korsakoff's syndrom) — амнестический синдром, впервые описанный рос. психиатром С. С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запоминания нового материала (недавних событий) при сохранности памяти на прошлые события (см. Модально-неспецифические расстройства памяти, Памяти расстройства, Синдромы психопатологические). (Н. К. Корсакова.)

КОРТИЕВ ОРГАН — см. Слуховой анализатор.

КОРТИЗОЛ (англ. cortisol) — кортикостероид, сходный по структуре и функциям с кортизоном. Участвует в регуляции обмена веществ: стимулирует распад белков и синтез углеводов, в частности глюкозы. Содержание в крови служит показателем стресса. То же, что и гидрокортизон.

КОРТИЗОН (англ. cortisone) — кортикостероид, сходный по структуре и функциям с кортизолом.

КОРТИКАЛИЗАЦИЯ (англ. corticalization) — эволюционно-филогенетический процесс постепенной передачи (перехода) функций от подкорковых к корковым центрам (в коре головного мозга). Ср.: энцефализация.

КОРТИКОПЕТАЛЬНЫЙ — нервный путь (связь), идущий к коре больших полушарий. Син. (неполный) афферентный, центрипетальный, центростремительный. См. Кора головного мозга.

КОРТИКОСТЕРОИДЫ (англ. corticosteroids, corticoids) — гормоны животных и человека, вырабатываемые корой надпочечников. Их секреция в кровь находится под контролем адренокортикотропного гормона (АКТГ), который выделяется гипофизом в ответ на стрессовую ситуацию (см. Адаптационный синдром, Стресс). Участвуют в регуляции обмена веществ в организме (метаболизма): минерального обмена (так наз. минералокортикоиды — альдостерон, кортексон) и обмена углеводов, белков и жиров (т. н. глюкокортикоиды — кортизол, кортизон, кортикостерон и др.). По химической природе — стероиды.

КОРТИКОФУГАЛЬНЫЙ — нервные пути (связи), идущие из коры больших полушарий. Син. (неполный) эфферентный, центрифугальный, центробежный. См. Кора головного мозга.

КОРЧАК ЯНУШ (псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878/79?-1942, Треблинка) — гуманист, врач-педиатр, педагог, писатель. Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве, преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т. д. Гуманистическая педагогика К. оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как «научно-популярный художественно-публицистический». Сквозь описание конкретных детей, забавных и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.

Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и педагогическую программу К. По существу, эта брошюра — первая декларация прав ребенка, принятая пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь». Тезисы о самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности, равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на уважение к его индивидуальности — «Уважайте труд познания!». Целью воспитания К. считал свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б. достигнута в обстановке ненасилия, удовлетворения его интересов и потребностей, в т. ч. в самопознании, самоконтроле, самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома сирот».

Особого упоминания заслуживает книга «Когда я снова стану маленьким», которую ошибочно можно принять за психологическую фантастику. На самом деле психологическая достоверность этой книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг («Лето в Михалувке», «Юзьки, Яськи и Франки» и др.). Перу К. принадлежат и сказки («Король Матиуш Первый» и др.), одинаково любимые детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И. А. Мещерякова.)

КОРЫСТОЛЮБИЕ (англ. avarice, cupidity) — стремление к корысти; жадность. В некоторых религиях рассматривается как смертный грех.

КОРЫСТЬ (англ. advantage, profit) — личная выгода, нажива, один из «популярных» анэтических мотивов. См. Корыстолюбие, Клика.

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Это интересно:

Основные типы личности
Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные бы ...

Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...