_И_
Страница 6

5. И. групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.

6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д. А. Леонтьев.)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная) (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание. (Т. П. Зинченко.)

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ — см. Половая идентичность.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ — см. Эриксон Э.

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — см. Социальная идентичность.

ИДЕОГРАММА (англ. ideogram) — письменный знак, равноценный слову в фонетической письменности, обозначающий (передающий, замещающий) понятие, а не звуковой состав названия. Многие И. возникли в результате схематизации иконических знаков (изображений, символов). Напр., китайская И., означающая «счастливый», состоит из элементов, изображающих женщину и сына, поскольку отношения между матерью и сыном нормативно ассоциируются с состоянием счастья. И. являются и цифровые символы (арабские и римские); напр., цифра 3 непосредственно обозначает понятие данного числа, а не звуковой (фонемный) состав слова «три»; причем в генезисе многих римских цифр совершенно ясно лежит изобразительный принцип. (Б. М.)

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ — относящийся к идеографии.

ИДЕОГРАФИЯ (от греч. idea — понятие + grapho — пишу) — система письменных знаков, являющихся идеограммами.

ИДЕОМОТОРИКА (англ. ideomotor act) — представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров.)

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД (англ. idiographic; от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В., Индивидуальность, Клиническая психология.

ИДИОСИНКРАЗИЯ (от греч. idios — своеобразный + synkrasis — смешение).

1. Необычная субъективная реакция отвращения по отношению к некоторым стимулам (напр., непереносимость запаха некоторых цветов, отвращение к к.-л. роду пищи; Гете признавался, что его раздражают люди в очках).

2. Измененная реактивность человеческого организма к некоторым пищевым продуктам (рыба, молоко, земляника), медикаментам (йод, бром, хинин) и др.; проявляется, напр., сыпью на коже и общим недомоганием. (Б. М.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Это интересно:

Диагностическое интервью
Используемые в семейной психологии методы диагностики кроме диагностического интервью включают еще и стандартизированные психодиагностические методики. Существенным компонентом практической эффективности семейной психокоррекции и психоло ...

Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции
"Сиблингами" психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространств ...

Учение как деятельность
Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ...