Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Страница 2

4) участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией;

5) требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;

6) желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в "драку", не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.

Тактика ухода или избегания характеризуется и определенными действиями участников конфликта, специфическими формами их

Поведения [В.П. Ратников]

1) утаиванием, засекречиванием информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения его возможного обострения при ознакомлении людей с "взрывоопасной" информацией;

2) отказом от признания самого факта существования причин конфликта, в расчете на то, что он, так или иначе, решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

3) затягиванием под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

Во многом противоположена рассмотренному способу тактика силового подавления, или соперничество Использование ее свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения. Для использования этой тактики также существуют определенные предпосылки [В.П. Ратников]

Предпосылки для использования силовых методов.

1) Решающий перевес одной из сторон в имеющихся материальных и психологических ресурсах, например перевес администрации, конфликтующей с рабочим коллективом завода.

2) Возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий.

3) Внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной.

4) При условии бесспорной правомерности действий стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны с обеспечением жизненно важных для данной структуры проблем, например немедленное увольнение работника, допустившего поступок, нанесший серьезный материальный или моральный ущерб организации.

Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:

1. использование преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые могут оказаться малоэффективными

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечен ...

Методы развития рефлексии у студентов ВУЗа. Рефлексивно-перцептивный тренинг (РП-тренинг)
Название РП-тренинга достаточно полно отражает основную цель его проведе­ния: освоение участниками приемов и методов более глубокого проник-новения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей са­мо-анализа (рефлек­сии) и к б ...

Эмпирическое изучение психологических аспектов оппозиционного поведения. Описание группы респондентов.
Для проверки выдвинутых нами гипотез и грамотного построения экспериментального исследования мы подобрали 2 группы респондентов. В одной из них присутствовала изучаемая нами переменная, то ест оппозиционное поведение, а в другой отсутство ...