Современное состояние проблемы конфликта. Теории и структура конфликта
Страница 4

Полезная информация » Конфликты. Стиль поведения в конфликтных ситуациях » Современное состояние проблемы конфликта. Теории и структура конфликта

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом, или применяя иные средства. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками конфликта часто бывает подвижной, так как участники конфликта могут меняться местами, ведь конфликт нередко имеет тенденцию к расширению. [Ю.В. Лукин] [31].

Иными словами, в любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта, которых условно можно разделить на основных и второстепенных, необходимо отметить, что данная классификация является условной, так как грань между основными и второстепенными участниками конфликта является весьма подвижной. Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника.

Далее рассмотрим динамику конфликта, включающую в себя такие стадии как: конфликтная ситуация, инцидент, эскалация конфликта, завершение конфликта.

Можно представить следующую общую формулу конфликта: итак, конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Перейдем к более подробному рассмотрению данных составляющих.

Конфликтная ситуация

- это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта [Б. И. Хасан]

По мнению В.Н. Кудрявцева, "Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение обстоятельств, человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами". [В.Н. Кудрявцев] [24]

Конфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих.[Т.Н Кильмашкина.] [25]

Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта. В этой ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают и полной мере последствий уже наметившихся различий и даже противоречий интересов. Итак, конфликтная ситуация – это еще не конфликт, она характеризуется тем, что создает реальную возможность конфликта. Но может быть разрешена и "мирным, бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут "сняты" в результате осознания ситуации в качестве конфликтной. При этом следует иметь в виду, что осознание причин потенциального конфликта в конфликтной ситуации может быть как адекватным и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, так как истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка конфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения конфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Несомненно, возникает вопрос: как вести себя в конфликтной ситуации? В.И.Андреев приводит несколько общих правил поведения в конфликтной ситуации

1. Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.

3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до определенного предела.

7. Сказать правду тоже надо уметь.

8. Будьте независимы, но не самоуверенны

9. Не превращайте настойчивость в назойливость.

10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

12 Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляете доброжелательность.

14. Проявляйте выдержку, спокойствие в любой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Основные составляющие детской одаренности
Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слов ...

Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания
Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.[6] I. Запоминание — это ...