Исследованию трудовой деятельности человека посвящено немало работ в отечественной психологии, начиная с трудов таких ученых как С.Л Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Л. С. Выгодский, Б. Г. Ананьев [3].
При всём несходстве в подходах к данному вопросу, очевидно, что все они указывают на тесную взаимосвязь профессиональной деятельности и общественно – личностного развития человека, которые в конечном итоге создают и формируют смысл существования личности в общечеловеческом понимании. Какие натяжные потолки.
Работая, человек реализует не только собственные, но и надличностные задачи, которые, так или иначе, интегрируют его в мир социума и культуры.
Б. Г. Ананьев[2] утверждает: «…человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности. Баланс интериоризации—экстериоризации определяет структуру человека как субъекта определенных деятельностей».
Спектр новообразований, инициированных профессиональной деятельностью, довольно обширен, тем не менее, по мнению Митиной, все их можно условно поделить на две группы:
Стенические изменения, которые способствуют благополучной адаптации человека в социуме, повышению эффективности его жизнедеятельности
Астенические изменения, которые могут препятствовать успешному функционированию личности в окружающей среде, которые можно определить как конструктивный и деструктивный способы профессионализации.
Значительная часть отрицательных новообразований, сопровождающих деструктивную профессионализацию, составляет группа микро изменений, получивших в психологии название симптомокомплексов, которые и обусловливают профессиональные деформации личности.
Е. И. Рогов [43] указывает на четыре разновидности профессиональных деструкций проявляющихся в личности и деятельности педагогов:
Общепедагогические деформации отмечаются практически у всех педагогов, проявляясь в назидательности, завышенной самооценке, самоуверенности, догматичности взглядов, отсутствием гибкости. Рогов считает, что это происходит в результате сближения субъекта деятельности с её средствами.
Типологические деформации появляются, когда особенности личности учителя растворяются в компонентах педагогической деятельности. «Педагоги – коммуникаторы» общительны, говорливы, межличностная дистанция между ними и детьми небольшая. «Интеллигенты» склонны к философствованиям, чтению нотаций, мудрствованию. «Организаторы» активны, любят отдавать команды, требуют подчинения.
Специфические (или так называемые предметные) определяются особенностями преподаваемого предмета (математики, литераторы).
Индивидуальные обусловлены преобладанием каких – либо индивидуальных особенностей педагога ( тревожность, мнительность, обидчивость) .
Профессиональную деформацию можно определить как отдельные проявления в личности, формирующиеся и усиливающиеся под воздействием особенностей профессиональной деятельности педагога, некие изменения психологического характера, которые со временем негативно влияют на осуществление профессиональной деятельности и психологическую структуру самой личности соответственно [10].
В случае глубокой деформации у педагога могут проявляться значительные, порой носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств. В случае крайней степени профессиональной деформации именуемой порой профессиональной деградацией, личность трансформирует ценностные, моральные и нравственные ориентиры, становясь в свою очередь несостоятельной в профессиональном отношении [5].
Наиболее частая причина профессиональной деформации - это особенность ближайшего окружения, с которым сотрудник вынужден иметь общение, а также особая специфика его деятельности. В различных профессиях опасность деформации не одинакова, специальность же педагога относится к той категории профессий, которая наиболее подвержена опасностям деформации.
Для учителей характерен упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления. Профессиональная деформация личностных особенностей может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на «непрофессиональную» сферу жизни субъекта [16, 17].
Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Кроме того, различные психологические структуры в разной степени подвержены деформации.
Это интересно:
Организационная психология
Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля.
С 1930-х гг., с начала ст ...
Материнство
Какова же роль матери в жизни ребёнка? Ограничивается ли она лишь тем, чтобы выносить и выкормить его или же мать – нечто большее в моральном, духовном и нравственном смысле?
Афанасьева [3] считает, что мать является самым первым воспита ...
Неврозы
Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жал ...