Введение

Актуальность. Современные тенденции общественного развития со все большей очевидностью показывают кризисное состояние как материальной, так и духовной сферы жизни. И если кризис материального производства рано или поздно будет преодолен в силу действия ряда объективных законов, то процесс духовного возрождения общества представляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий в конечном итоге каждого человека. Именно самоценность личности, ее уникальность и неповторимость должны культивироваться с полной определенностью и настойчивостью во всех государственных и общественных учреждениях. И в этом роль системы образования нельзя недооценивать. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности [1; С. 2].

Одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей [7].

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Примерно 15% одаренных учащихся школа считает «трудными». Однако даже при использовании научно обоснованного подхода при выявлении одаренных детей возникает следующий вопрос — что с ними делать, какие способы применить для развития потенциала личности.

У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности, вялости, незаинтересованности в контактах, в асоциальном и агрессивном поведении, уходом в мир своих грез, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка. Результаты скрининга затруднений интеллектуально одаренных младших школьников, проводимые на протяжении четырех учебных лет, указывают на рост неблагополучия в школьной социальной среде.

Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны, а с другой стороны — сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика в детском коллективе [9].

С одаренностью ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.

Целью данной курсовой работы является: изучить сущность социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия детской одаренности.

2. Проанализировать основные составляющие детской одаренности.

3. Показать содержание социально-педагогической поддержки детей в ДУ.

4. Разработать рекомендации по работе с одаренными детьми для педагогов дошкольного учреждения и родителей.

Объект исследования: художественно-изобразительная одаренность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с художественно-изобразительной одаренностью.

Гипотеза: воспитатель является главным действующим лицом в процессе социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.


Это интересно:

Педагогические задачи и их решение
В деятельности учителя наряду с другими действиями значительное место занимают следующие: Выдвижение предположения о наличии у себя тех или иных качеств, мотивов ошибочных действий или о том, что могут думать о нем учащиеся; Сомнения (& ...

Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. ...

_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практ ...