Данные анализа содержательных характеристик рисунка представлены в Приложении 6, интерпретация которых, позволяет сделать более полную характеристику образа тела детей, страдающих бронхиальной астмой.
Анализ содержательных характеристик рисунка позволил выявить следующие особенности. В 42% случаев, нарисована большая голова, что говорит о преувеличении значения интеллекта в отношениях, ментализации опыта переживаний, чрезмерном контроле телесных функций.
Значимые отличия видны в прорисовке глаз. 65% женщин выбрали способы рисования глаз, связанные с той или иной степенью отчуждения от близкого контакта с окружающим миром. На 32% рисунков они изображают глаза как «невидящие», «пустые», это можно интерпретировать как эмоциональную незрелость, эгоцентризм, враждебность, для ребенка мир представляется как недифференцированная стимульная масса. Поглощенность собственными переживаниями демонстрируют 35 % женщин.
Прямое желание отгородиться от мира, телесный нарциссизм, отражают рисунки, где глаза закрыты. Таких рисунков 10%.
Большой процент (48%) женщин изображают руки длинными и слабыми, «как веревочки», что говорит о зависимости, потребности в опеке, недостатке мотивации достижения.
36% женщин, изображают руки прижатыми к туловищу, что отражает напряжение, трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными действиями.
Также 61 % рисуют несоразмерно мелкие ступни, что опять же отражает скованность в межличностных отношениях, сильную зависимость от среды.
На многих рисунках (55 %) женщин, видна выраженная рассогласованность головы, туловища, ног. Это можно интерпретировать как хроническое нарушение координации главных измерений образа тела: целостности, пластичности, явно выражена неадекватность личностной интеграции.
Анализ рассказов составленных к рисунку и анкет показал что, в описании характера нарисованных персонажей женщины затрудняются назвать отрицательные черты характера, в основном, говорят о положительных, но и эти ассоциации, как правило, бедные, невыразительные, безэмоциональные. Нужно отметить, что ассоциации эти часто повторяются и являются стандартными общеупотребимыми фразами. Например, для описания позитивных черт характера, они используют следующие определения: доброжелательный, умный, добрый, средний, общительный, нормальный, внимательный, волевой, веселый, счастливый и т.д. Причем каждый для описания положительных черт использует только 1-2 определения, а отрицательные черты вообще не всегда указываются.
Это интересно:
Структура синдрома эмоционального выгорания и факторы, детерминирующие его
развитие в профессиональной деятельности педагогов
При всём существовании многообразных подходов и пониманий явления эмоционального выгорания практически все исследователи сходятся в том, что выгорание представляет собой синдром, состоящий из комплекса таких симптомов как редукция професс ...
Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.
Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии.
На контрольном этапе эксперимента были пр ...
Исследования особенностей эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа
исследования
Исследование проводилось в Хакасской региональной общественной организации Всероссийского общества инвалидов по адресу: Вяткина 16 г. Абакана и в Управлении социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана.
В исследов ...