Заключение
Страница 1

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил нам разработать классификацию уровней уровней социометрического статуса подростков ("любимцы", "предпочитаемые", "терпимые", "неоднозначные", "незаметные", "нелюбимые", "гонимые").

Представленные в исследовании группы подростков с разными уровнями социометрического статуса различаются по таким параметрам оценки личностных особенностей и свойств, как физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, нагативизм, обида, подозрительность, аутоагрессия, интернальность, эмпатия, цели и ценности в жизни, коммуникативные и организаторские способности.

Проведенное исследование позволило нам выделить ведущие личностные факторы, которые могут быть подвергнуты коррекции для более успешного включения подростков в учебную группу. Это - коммуникативные способности, которые необходимы для реализации ведущей деятельности подросткового возраста - общения. Способность к эмпатического взаимодействию также является важным условием включения подростка в учебную группу.

В результате эмпирического исследования было установлено, что наиболее высоким социометрическим статусом в учебной группе обладают экстерна-лы (статистически достоверные данные получены в отношении девочек). При этом в литературе находит отражение тот факт, что наиболее успешными в жизни являются интерналы. Противоречие между социометрическим статусом и статусом социальным может быть разрешено лишь при трактовке процесса социализации как "социализации-индивидуализации". Таким образом, качество коррекционной работы с целью позитивных изменений в структуре социометрического статуса подростка определяется, с одной стороны, равномерным развитием зкстернальных и интернальных характеристик, и, с другой стороны, необходимостью сочетания индивидуальных и групповых методов.

Подтвердилась гипотеза о том, что личностные особенности подростков взаимосвязаны с уровнем социометрического статуса в учебной группе.

Комплексное описание особенностей личностного развития подростков, находящихся на разных уровнях социметрического статуса, дает возможность с большей эффективностью использовать индивидуальный подход как в психокоррекционной работе, так и в педагогической деятельности. Переход с одного уровня социометрического статуса на другой может быть осуществлен через целенаправленную организацию социально-психологического воздействия на определенные характеристики личности подростков.

Проведение психокоррекционной работы на основе социально-психологического тренинга, моделирующего процесс социализации, оказывает влияние на изменение таких личностных особенностей и состояний как агрессивность, интернальность, эмпатия, коммуникативные способности, что послужило получению изменений и в социометрическом статусе подростков в учебной группе.

По исследованиям связи самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений можно сделать следующие выводы:

1. Общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но также были дети с высоким и низким уровнем самооценки.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Особенности мнестических процессов
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное ...

Организация и методы исследования
В нашем исследовании принимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной Гуманитарной Академии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса. Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст которы ...

Виды внимания
Смотря по тому, какой характер имеет господствующее впечатление, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное и посредственное внимание. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь ...