Изучение влияния аутогенной тренировки на негативные психические состояния личности. Организация, условия и методы исследования психических состояний личности
Страница 1

Полезная информация » Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности » Изучение влияния аутогенной тренировки на негативные психические состояния личности. Организация, условия и методы исследования психических состояний личности

Исходя из цели предпринятого нами исследования – изучение влияния психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности, в качестве психотерапевтической методики нами была выбрана Аутогенная тренировка, овладение приемами которой оказывает два главных эффекта: снятие эмоциональной напряженности (успокоение) и ускорение восстановительных процессов различных уровней (восстановление). Эти эффекты обусловливают целесообразность использования АТ в широком спектре жизненных ситуаций: переутомление, неврастенические расстройства, психогеннообусловленная эмоциональная напряженность и пр.

На физиологическом уровне АТ успешно профилактирует расстройства в работе сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у человека способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние.

Для исследования психических эмоциональных состояний личности и уровня личностной тревожности нами была сформирована группа из 30 человек методом свободной выборки из числа отдыхающих в санатории. Базой исследования был санаторий «Молдова» В состав группы вошли мужчины и женщины разного возраста и различных профессий. Большинство из участников отмечали у себя повышенную раздражительность, тревожность, быстрое утомление.

Была составлена программа, включающая прохождение каждым участником тестирования с целью выявления общего психического состояния; проведение 10 занятий по аутогенной тренировке с использованием методики М.С. Лебединского и Т.Л. Бортник (модифицированная методика Шульца, позволяющая сократить срок лечения до 20 дней) и Г.С. Беляева (модифицированная методика, рассчитанная на коллективно-индивидуальный метод); повторное тестирование с целью проверки влияния аутогенной тренировки на общее самочувствие и психическое состояние.

Занятия проводились ежедневно в течение часа. Участники получали задания повторять упражнения самостоятельно с целью закрепления навыков АТ.

В качестве диагностического инструментария использованы тесты «Шкала личностной тревожности» Ч. Спилбергера и тест-опросник «Самооценки психических состояний» Г. Айзенка.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желаемый уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство, и как состояние является выбранная нами методика Ч.Д. Спилбергера. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Существует большое количество разнообразных методик для самооценки психических состояний. Наибольшей популярностью пользуется личностный опросник Г. Айзенка. Айзенк в своих работах неоднократно указывал, на то, что его исследования вызваны несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психиатрических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Большое внимание Г. Айзенк в своих исследованиях уделяет сбору экспериментальных данных, подтверждающих универсальность предложенных им измерений личности.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Список авторов
Авдеева Н. Н., Анцыферова Л. И., Арсеньев А. С., Асеев В. Г., Асмолов А. Г., Ахутина Т. В., Басина Е. З., Барабанщиков В. А., Бардин К. В., Борисова Е. М., Бугрименко Е. А., Веклерова Х. М., Величковский Б. М., Вилюнас В. К., Володин А. А ...

Смысл жизни. Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным? Понятие смысла пр ...

Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенно ...