Введение

Актуальность темы:

Актуальность темы исследования определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

Персонологи приняли участие в решении проблемы построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Г. Айзенка и Р. Кеттела (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт.

Айзенек соглашается с Кеттелом, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.

Айзенк был убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью (Кречмер Э., 1995). Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов согласны со взглядами Айзенка на этот вопрос.

Проблема исследования:

Проблема диагностики темперамента в профессии «Рекламный агент» очень важна. Прежде всего, это отражается на эффективности групповой деятельности, состоянии психологического климата коллектива, а также на профессиональной деятельности рекламного агента.

Цель:

Целью нашего исследования является изучение возможностей применения методики Айзенка Epi для диагностики личностных черт и типов.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка.

2. Выявить основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка.

3. Рассмотреть основные типы личности в теории Айзенка.

4. Провести диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi.

Объект исследования:

Темперамент и его типовые качества.

Предмет исследования:

Предметом исследования в работе являются выявление качеств, связанных с темпераментом и их отражение в деятельности представителей профессии «рекламный агент».

Гипотеза:

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что представители профессии «рекламный агент» имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости.

Методы исследования:

Для исследования применялась методика Г.Айзенка Epi (1963).Адаптация А.Г. Шмелёва. (Райгородский Д.Я.,1998)

Характеристика основной выборки исследуемых

:

В эксперименте приняли участие 25 человек - рекламные агенты, сотрудники крупного рекламного агентства (г. Москва), мужчин и женщин в возрасте 27-43 лет.


Это интересно: