Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Страница 2

Полезная информация » Характеристика рефлексии студентов ВУЗа » Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии

Становление психологии рефлексии в отечественной науке, как от­мечает И.Н. Семенов, «изначально носило комплексный, междис­циплинарный характер и стимулировалось как развитием философ­ской мысли в области гносеологии, логики и методологии научного познания, так и необходимостью психологического обеспечения по­требностей практики управления наукой, совершенствования обра­зования, организации проектирования систем "человек - машина", проведения оргдеятельностных игр и т. п.» [87]. В целом в развитии отечественной психологии рефлексии автор выделяет пять основных этапов:

1. 1920 - 1950-е годы. Данный этап характеризуется развитием психологии на базе методологии марксизма, и рефлексия в рамках данного гносеологического направления выступает как общепсихо­логический принцип познания осознанных и произвольных психи­ческих явлений (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.В. Кравков).

2. 1950 - 1960-е годы на первый план выходит проблематика сознания и формирование деятельностного подхода к анализу психических явлений (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова). В методологии научного познания актуальны­ми становятся проблемы научного мышления (Б.М. Кедров, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), поиска методологи­ческих средств системного анализа научного знания, моделирования мышления человека на ЭВМ. Данные проблемы стимулировали со­здание таких моделей рефлексии, как «рефлексивный выход» (Г. П. Щедровицкий), «система с рефлексией» (М. А. Розов), «рефлек­сивное управление» (В. А. Лефевр).

3. 1970-е годы. Преодоление доминирования характерной для предыдуще­го этапа кибернетической парадигмы на базе системно-деятельностной методологии. Начинается дифференциация про­блематики рефлексии, и разворачиваются экспериментальные иссле­дования рефлексивных процессов в русле педагогической психологии (В. В. Давыдов), психологии мышления (Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семе­нов), проблематики деятельности и ее регуляции (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий), социальной психологии (К.Е. Данилин). Впервые проводятся исследования роли рефлексии в решении типовых и твор­ческих задач (И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий, С.Ю. Степанов), где реф­лексия рассматривается как осознание средств, способов и оснований мыслительной деятельности, осуществляющих ее регуляцию.

4. 1980-е годы. Поставлена про­блема предмета и метода психологического изучения рефлексии (И.Н. Се­менов, С.Ю. Степанов). Сформировались два основных подхода к пониманию рефлексивных феноменов. Согласно од­ному из них, рефлексия есть деятельность «по установлению отношений между связями объектов, которая осуществляется путем рефлексивного выхода и состоит из пяти этапов: остановка, фиксация, объективация, отчуждение, символиза­ция (Н. Г. Алексеев)» [97,с. 103]. В отличие от такой мыследеятельностной трактовки в рамках второго подхода рефлексия пони­мается как переосмысление в проблемно-конфликтной ситуации целостным «Я» содержаний своего сознания. Данный процесс также включает пять этапов: репродукция стереотипов, регрессия переживания, кульминация вдохновения, прогрессия самосознания, про­дукция инновации.

5. Середина 1980-х - 1990-е годы. Существенное расширение поля исследований рефлексии в сочета­нии с увеличением комплексных, междисциплинарных разработок, синтезирующих результаты теоретических и эмпирических исследований в рамках системного подхода к изучению человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Экспериментальное изучение развития готовности ребёнка к школе. Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, в какой-то мере, и за его психическое здоровье и способность к адаптаци ...

Анализ результатов исследования
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Количественные данные по методикам представлены в сводной таблице в Приложении 5. По результатам применения специализированного интервью, нами у данной группы испыт ...