Введение
Страница 3

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования

:

- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);

- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);

- формирующие (моделирование, эксперимент);

- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).

Научная новизна исследования

заключается в том, что определены этапы развития ранней алкоголизации и табакокурения подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; 4) определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.

Теоретическая значимость исследования

состоит в том: 1) дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации и табакокурению); 2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации и табакокурения у подростков; 3) раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; 4) охарактеризована система психолого-педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации. Тем самым расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.

Практическая значимость

исследования состоит в том, что а) результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности психолого-педагогической профилактики вредных привычек у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработанные: комплекс информационно-обучающих занятий, г) программа профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и других работников образования.

База исследования:

Базой для проведения экспериментального исследования стала МОБУ СОШ д. Идельбаково Республики Башкортостан.

Исследование было проведено в 8 классе, с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек: из них 13 мальчиков и 7 девочек.

Страницы: 1 2 3 


Это интересно:

Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет вс ...

_Ю_
ЮДИН ЭРИК ГРИГОРЬЕВИЧ (1930-1976) — отечественный философ и методолог науки. Ю. многие философско-методологические проблемы и идеи развивал на материале психологии. Обсуждая приложимость системных идей в психологии, он проявлял разумную о ...

Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и д ...