Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
Страница 4

Но это ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, не должно отрываться от формирования ориентировочных действий. Иначе вместо действенного обучения детей, способствующего их развитию, мы получим голое «натаскивание», результаты которого на первых порах внешне эффектны, но на самом деле не играют положительной роли в развитии ребенка. Иной раз некоторые родители стараются натренировать малыша буквально в каждом движении, показать ему всё, чтобы он, подражая, повторил. Вот его учат строить домик. Показывают, как класть каждый кубик, показывают многократно. Малыш усваивает при этом лишь внешнее действие, а ориентировка выполнена за него взрослым. Пользы от этого никакой. Вот его учат рисовать. Мама изображает на бумаге человечка и говорит: «Нарисуй вот такого». Копирование рисунков взрослого, — вернее, его движений при рисовании — не требует того, чтобы ребенок сам произвел ориентировку в условиях задачи (а это для него задача — нарисовать); значит, и умения рисовать, по сути дела, у него не складывается — нечему «переходить вовнутрь». Даже руководство играми детей взрослые иногда необдуманно берут на себя, навязывая ребенку готовые рецепты поведения в той или иной роли — «ты будешь шофером и должен делать вот то-то». Короче говоря, ребенка всячески оберегают от необходимости самостоятельно воспринимать и осмысливать мир, который он отображает в своих играх, рисунках, стихах, конструкциях.

Плоха и другая крайность — предоставить детям такую самостоятельность, чтобы они оказались «один на один» с окружающей действительностью. Пути к ее познанию и отображению они будут вынуждены искать на ощупь, и можно поручиться, что в подавляющем большинстве случаев эти пути окажутся не лучшими.

Учить, обязательно учить надо ребенка, но прежде всего не исполнительным действиям, а действиям, которые позволяют обследовать предметы, обнаруживать в них те или иные свойства, сравнивать их, делать выводы — и уж затем применять эти выводы на деле. Только на этой основе, кстати, может пробудиться затем и собственная творческая активность малыша. Если мы «натаскаем» его, он будет в состоянии выполнять лишь то, что мы ему показывали. Но если он хорошо ориентируется в окружающем мире, то его собственным замыслам будет на что опереться. [11]

Против утверждения, согласно которому обучение должно считаться с уровнем развития ребенка, возразить нечего. Но что значит «считаться»? Было бы глубоко ошибочно истолковывать это утверждение так, будто обучение должно просто следовать за развитием, а развитие — это нечто стихийное, происходящее само по себе. Это не так: ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А формируются и передаются эти действия только через обучение. Обучение ребенка необходимо строить с учетом особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти малышей? Давать только такие задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений? Ограничиться описанием лишь тех предметов и их свойств, пощупать собственными руками (или увидеть собственными глазами)? А эти знания дробить на мельчайшие порции, чтобы не утомлять внимания ребенка, повторять их большое количество раз, пока они не запомнятся сами собой? Так думали многие специалисты. Однако более глубокие исследования показали, что эти особенности психических качеств детей — следствие традиционных способов дошкольного обучения, следствие подхода, при котором, по словам выдающегося советского психолога Л. С. Выготского, «обучение плетется в хвосте развития». Такому подходу он противопоставил иной: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития». Практический вывод: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Сам этот «завтрашний день» не что-то неведомое, неопределенное. Л. С. Выготский ввел в психологию более глубокое понятие об уровне развития. Оказывается, в нем можно различить как бы два этажа: на одном («уровень актуального развития») — те психические качества, которые уже сформировались, те психические действия, которые освоены ребенком; на другом — те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении. Этот второй этаж, второй уровень принято называть теперь зоной ближайшего развития. Иными словами, «завтрашний день» — это не то, чего еще нет вообще, это то, что только складывается — и потому оно особенно чувствительно к влиянию, которое оказывает обучение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Смысл жизни. Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным? Понятие смысла пр ...

Выводы
1.В ходе исследования были последовательно решены следующие теоретические задачи: проведен анализ проблемы черт и типов личности, выявлены основные концепции и принципы теории типов личности, рассмотрены типы личности в теории Г.Ю. Айзенк ...

Устойчивость внимания
Заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или м ...