Введение
Страница 1

Юность и ранняя молодость – время делать выбор. Молодым людям приходится задумываться о своем месте в жизни, определять будущую специальность, место учебы или работы, находить новых друзей и подруг, часто – адаптироваться на новом месте.

Немаловажным, а для многих самым значительным вопросом является выбор брачного партнера. То, каким образом осуществляется этот выбор, интересовало многих исследователей. Фрейд был одним из первых, кто стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. По его мнению, благодаря бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую ими к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые объекты – своих потенциальных супругов.

На протяжении 1950 – 1980-х годов были созданы разнообразные теории выбора брачного партнера.

Согласно теории комплементарных потребностей Уинча, взаимное притяжение испытывают партнеры с противоположными характеристиками: властного мужчину может заинтересовать кроткая женщина, а спокойного и мягкого влечет к энергичной и прямой женщине. [Цит. по кн. 2, с. 43]

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая потребность и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными и дополняют их. Кроме того, были разработаны разнообразные теории фильтров, согласно которым каждый этап более глубинного знакомства рассматривается как прохождение некоторого «фильтра» в отношениях [Цит. по кн. 2, с. 43].

Теория «стимул – ценность – роль», разработанная Б.Мурштейном, гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать эти отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания – стадии сравнения ценностей – времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или другом типе отношений [Цит. по кн. 2, с. 44].

Согласно Б. Адамсу, который изучал прочные студенческие пары на протяжении 6-и месяцев, первичное влечение основано, скорее, на внешних особенностях, таких как, физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак. [Цит. по кн. 2, с. 44].

В противоположность этому, Мак-Голдрик рассматривает процесс образования пары с позиции теории семейных систем. Такой подход делает акцент на том, что образование пары представляет собой развитие новой структуры, равно как и процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими – своими семьями и друзьями – и друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных перемен, так и формальных событий, таких, как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары [Цит. по кн. 2, с. 44].

Было установлено, что положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории: положительное первое впечатление друг о друге, период ухаживания (не меньше шести месяцев и не более трех лет), одобрение выбора родными и близкими, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного обдумывания [2, с. 45].

Страницы: 1 2


Это интересно:

Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Эмоции (общий обзор)
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потр ...

Основные принципы психокоррекционой модели
В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов: -индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особе ...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. Используемая методика и ее описание
Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 челове ...