Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение эксперимента
Страница 2

Полезная информация » Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении » Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение эксперимента

Дети, у которых индекс социометрического статуса находился в пределах 0,22 – 0,10, составляли вторую группу предпочитаемых детей.

Дети, индекс которых был ниже 0,10, образовали третью группу – малоавторитетных детей.

Дети, не получившие выборов, зачислялись в четвертую группу – непопулярных (непринятых детей).

Социометрические данные позволяют получить еще один важный показатель, характеризующий «индивидуальность» группы – коэффициент взаимности отношений (К.В.)

Для того чтобы вычислить коэффициент взаимности, для этого надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:

где R – общее число выборов,

Ri – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, мы провели беседы с детьми, воспитателем о лидерах группы и об отверженных детях.

Индивидуальные данные о ходе эксперимента предложены в таблице, (в свободном графике), а также отзывы детей и воспитателя (приложение №1).

С целью изучения структуры детских объединений у детей старшего дошкольного возраста нами использовался проективный метод: психодиагностическая методика «Я и мои друзья» и беседа с детьми.

Детям предлагалось нарисовать своего лучшего друга или друзей. Для этого было необходимо: лист белой бумаги, цветные карандаши. При выполнении задания фиксировалось:

1. последовательность рисование деталей

2. пауза более 15 секунд

3. стирание деталей

4. спонтанные комментарии ребенка

5. эмоциональные реакции ребенка и их связь с изображением

Беседа с детьми по рисунку:

1. Скажи кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что делают? Кто это придумал?

4. Им весело или грустно? Почему?

5. Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый грустный? Почему?

После беседы ребенку предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам.

1. Ситуация.

1. Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?

2. Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?

3. Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?

4. Кого бы ты не стал приглашать? Почему?

5. Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?

6. В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?

Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (приложение № )

Страницы: 1 2 


Это интересно:

Темперамент ребенка. Определение, понятие, компоненты темперамента
Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсив ...

Проблема развития внимания
В процессе исследования внимания выяснилось, что существуют некие проблемы в этой сфере и в развитии и в научном его описании. Вот, например П.Я. Гальперин высказал такую точку зрения. С тех пор, как психология стала отдельной областью з ...

_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис. ЯЗЫК. 1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...