Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка среднего дошкольного возраста. Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений
Страница 3

Полезная информация » Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении » Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка среднего дошкольного возраста. Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений

Светофором отрицательного эмоционального состояния ребенка является жалоба. В ней выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки. При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба — это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев — о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.

Жалоба дошкольника взрослому — это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи.

Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в них выражается тяжелое переживание ситуации, которую ребенок сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания связаны со взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослым дошкольник постигает нормы нравственности и морали, то оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли. В других — следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам».

В-третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками. Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.[25, c.24]

Рассмотрим подробнее сущность и особенности взаимоотношений дошкольника среднего возраста со сверстниками.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Эта проблема, смыкаясь с проблемой “личность в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения, с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

_Т_
ТАКСИСЫ (от греч. taxis — порядок, расположение) — врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно необходимых условий среды (положительные Т.) или в направлении от не ...

Развитие науки о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека
Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в де ...

Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур
Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работник ...