«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.
Страница 1

В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей.

Многие дети в условиях повторного брака ведут себя совершенно не так, как повел бы себя ребенок, воспитывающийся в семье с родными отцом и матерью. Когда семья распадается или один из родителей умирает, ребенок воспринимает это как событие, несущее с собой ничем невосполнимую утрату. При этом поведение ребенка может казаться вызывающе дерзким или совершенно неуправляемым, но на самом деле он чувствует себя напуганным. Он выплескивает свои эмоции в несдержанном поведении, но не знает, почему у него возникает такая потребность. Он не может найти слов для обозначения своих страхов.

Чем большее потрясение испытывает ребенок, тем сильнее в нем говорит потребность заставить страдать окружающих его взрослых людей. Он ведет себя плохо потому, что плохо себя чувствует. Ребенок (и люди взрослые также) стремится обрести внешний контроль, потому что он чувствует, что теряет его. Многих детей преследует чувство, что, если они «сделают что-то такое», утраченная ими семья снова соберется вся вместе. Едва лишь в орбите его внимания оказывается кто-либо для него незнакомый, ребенок немедленно превращается в маленького неуправляемого монстра, на которого не действуют ни какие увещевания [11, с.200-201].

Так ребенок реагирует на появление «чужого» папы или «чужой мамы. Но в начале ребенок переживает развод родителей или, что еще хуже, смерть одного из них, что является для него огромным стрессом.

Конечно, ребенок перенес тяжелейшую душевную травму: расстались два любимых им человека. Он помнит только хорошее о том, кого нет рядом. Всегда оказывается преувеличенной оценка отца, ушедшего в другую семью, или матери, даже если она была лишена родительских прав за алкоголизм или безнравственное поведение.

Оставшись с одним из родителей, ребенок невольно требует от одного все, что получал раньше от двоих. Да и одинокие отец или мать, сами обделенные супружеской лаской, болезненно переживают вину перед ребенком, свое родительское чувство.

Это сильнее привязывает родителя и ребенка друг к другу, и нового человека встречает ревностное отношение к нему. Дочь заявляет матери: "Нам другой отец не нужен". Сын говорит, обращаясь к мужчине, полюбившему его мать: "Вы здесь не нужны, мы без вас хорошо живем. И мне второго отца не надо, у меня есть один". Это невосприятие ребенком будущего отчима или мачехи естественно [21].

Положение ребенка в семье, складывающейся на основе второго брака матери, по–своему, исключительное и трудное. Во вновь созданной семье ухудшаются условия для эмоционального и нравственного развития ребенка из-за сложностей в отношениях “отчим-ребенок”. Часто это происходит из-за неумения, а порой нежелания мужчины осознать свою роль мужа и отца. Взрослые и дети вносят в новую семью свои воспоминания, страхи и фантазии.

Ожидания от второго брака порой бывают грандиозными: “Ты должен быть лучше, чем тот, кто был до тебя”. Происходит сравнение первого и повторного брака.

В повторном браке супруги адаптируются друг к другу, а также к воспитательным ролям. В первом браке эти стадии были разделены во времени, следовали друг за другом, во втором они накладываются друг на друга, что усиливает напряженность в семье.

В ситуации распада семьи мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда способна осознать необходимость эмоциональных контактов ребенка с матерью, увидеть душевные переживания ребенка, понять их причину. В жизни немало случаев, когда с повторным замужеством внимание матери переключается на второго супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее эмоциональное отношение к ребенку. Чем дольше мать и ребенок жили в условиях неполной семьи, тем ощутимее для ребенка оказывается смещение внимания матери к новому супругу, а затем к ребенку от второго брака. Можно предположить, что обеднение и формализация контактов матери с сыном или дочерью от первого брака провоцируют разные формы нарушений поведения детей, их глубокие эмоциональные переживания [2].

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Когнитивный подход
Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично — реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деяте ...

Характеристика детей с разными типами темперамента
Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с ...

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношескиий возраст (границы)
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...