Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути.
С точки зрения Э. Эриксона, для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось [50, С.143].
Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.
Более поздний, предпенсионный возраст, характеризуется снижением быстроты реакции, ослаблением памяти, мышления. Психологи-геронтологи отмечают такую особенность пожилых людей, как интровертированность, т.е. сосредоточенность на себе – на собственном здоровье, чувствах, проблемах, отсутствие интереса к внешним событиям. Это свойство таит опасность эгоцентризма, замкнутости в своем мире. И вместе с тем оно может побудить к подлинному погружению в глубины внутреннего мира, уходу от повседневной суеты к вершинам духа.
Исследования показывают: жизненная позиция с возрастом меняется с активной на пассивную. После 60 лет люди воспринимают окружающий мир как более опасный и сложный, чем в молодости, причем считают, что любые действия бесполезны, поскольку не могут ничего изменить в нем. Отсюда и характерные черты пожилых: консерватизм, осторожность при высказывании суждений, стремление избежать риска, разборчивость.
Таким образом, в зрелости как самом длинном возрастном этапе можно выделить несколько стадий: ранней (25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости. Ранний и средний периоды характеризуются психологической и социальной стабильностью, развитием интеллектуальных и физических сил, однако более поздний - предпенсионный период характеризуется спадом активности, уменьшением физических сил, подверженность депрессивным настроениям, ухудшением самочувствия, что негативно сказывается на общем фоне настроения и эмоционального состояния.
Это интересно:
Бихевиористский подход
Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы ...
Проявление эмоционального неблагополучия. Кризис трёх лет
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие родители не знают, ч ...
Коррекционно-развивающая программа
Цель: помочь ребенку с нарушением внимания адаптироваться в школьной среде.
Задачи:
1. Сформировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.
2. Проверить адаптацию детей к школе.
3. Научить детей концентрации внимания с ...