Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии. Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Страница 2

Полезная информация » Особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата » Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии. Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Некоторые социально-психологические теории были сформулированы для объяснения эмоциональных процессов в зрелом возрасте, и ряд ученых, например, Арнольд и Шехнер, рассматривали эмоции как тесно зависимые от познания. В своей теории двух факторов Шехнер утверждает, что эмоции строятся на основе когнитивной интерпретации возбуждения в социальном контексте. Одинаковое недифференцированное состояние возбуждения берется за основу всех эмоций, которые ощущаются по-разному из-за различной его интерпретации.

Другие социальные психологи, например, Лазарус и Томкинс, отрицали сведение эмоционального опыта к когнитивной интерпретации различных типов. Лазарус предложил более полную когнитивно-мотивационую теорию, согласно которой эмоции – это комплексные многокомпонентные процессы. Компоненты рассматриваются как независимые, но одного компонента недостаточно для объяснения эмоций.

Как уже отмечалось, эмоции в узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающих чувство страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Различные ученые описывают эмоции как источник энергии для мысли, как кто, чему служит познание и что является окном для сознания, как средство социальных контактов и связующее звено человеческих отношений, как объединяющее начало для целостности и согласованности человеческого «я» и как то, что окрашивает наш опыт и придает значение нашей жизни. Отмечают как организующее, так и потенциально дезорганизующее влияние эмоций.

Эмоции играют важную роль в понимании окружения и адаптивном реагировании на него. У людей они выполняют направляющую функцию, обеспечивающую функцию, обеспечиваемую инстинктами у многих животных, что придает поведению гибкость, отличающую нас как вид.

Эмоция также играет важнейшую роль при определении психопатологии. Каждое большое психиатрическое заболевание прежде всего характеризуется экспрессией или регулированием эмоций. Пониженная эффективность, неадекватная или безудержная эмоция – все это признаки патологии. При различных расстройствах от раскола между мыслью и эмоциями при шизофрении до апатии при некоторых нарушениях личности и безудержного гнева у непослушных детей эмоциональные нарушения являются центральными.

В психологии развития вообще эмоции занимают важнейшее место. Действительно, не поняв эмоций, невозможно полностью понять человеческое развитие. Аналогично, не понимая развитие в целом, нельзя понять эмоциональную жизнь. Эмоциональная жизнь опирается на восприятие, познание и социальный опыт. В то же время изменения в эмоциональной жизни отражают изменения в когнитивном и социальном развитии, и, в свою очередь, эмоциональный опыт объединяет и побуждает прогресс в этих областях. Такова роль эмоций в человеческом поведении.

Эмоции играют большую роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма [19, С.14].

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду, что прежде всего вербальное воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояния организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Рекомендации по преодолению страха и формированию у военнослужащих бесстрашия
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воо ...

Управление копинг поведением в рамках понятий теории сохранения ресурсов как один из способов профилактики выгорания педагогов
Исследователи все чаще интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности ...

Физические возможности детей шести лет
По имеющимся в науке данным, анатомо-физическое развитие шестилетних детей достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих услов ...