Профессиональная деятельность и образ будущей профессии
Страница 4

Профессиональная направленность личности » Профессиональная деятельность и образ будущей профессии

Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как "некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование" [16, с. 41], следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня.

Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли "образа собственного будущего" [9, с. 71] в регуляции социального поведения. С.В.Горбатов и Б.Д.Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего "имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач" [9, с.77]. В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К.А.Абульханова-Славская, "само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть, как они становятся движущей силой развития личности" [1, с.138]. Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности.

Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. "Значение — это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное" [19, с. 299].

"Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л.П.Калининский и С.Г.Гайдаржи: "Профессионал – субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат . представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" [14, с. 98-99].

Итак, формирование образа профессии у студентов — одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. "Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесса, их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс — дало бы возможность оптимизировать этот процесс, . управлять им" — подчеркивает значимость подобных исследований Е.М.Борисова [6].

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А) легко включается в работу; Б) активно действует; В) действует спокойно, без лишних слов; Г) действует робко, неуверенно. Как реагирует ребёнок на замечание вз ...

Психологические особенности мальчиков и девочек
Папа, как узнают, кто родился – мальчик или девочка? Ведь на них нет ни штанишек, ни юбочек. К. Чуковский. От двух до пяти Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е. [14] в широком смысле пол – это совокупность телесных, физиологических, п ...

Классификация страхов, детерминанты страха
Психологи условно делят страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психичес ...